Недавнее решение Верховного суда стало настоящим прорывом для заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Верховный суд постановил, что требования коллекторов о погашении задолженности в случае продажи ипотечной недвижимости в торговле не имеют законных оснований, сообщает канал "Юридическая консультация".
Суть дела
Дело касалось двух жителей Красноярска, которые в 2014 году взяли ипотеку в Россельхозбанке на сумму 7 миллионов рублей. К 2018 году их задолженность возросла до более 7,7 миллионов рублей из-за накопленных процентов и пеней.
Как только жилье было выставлено на аукцион, вырученных средств оказалось недостаточно для восстановления полного баланса по долгам. Право требования этого долга было передано коллекторскому агентству, которое предъявило требования об индексации остатка долга на сумму почти 1 миллион рублей, ссылаясь на уровень инфляции за последние годы.
Решение Верховного суда
В своем Определении от 12 августа 2025 года Верховный суд произнес, что продажа залогового имущества полностью освобождает заемщика от финансовых обязательств перед кредитором, даже если выручка от продажи не перекрыла всей суммы долга. Суд подчеркнул, что обязательства прекращаются не после того, как долг был полностью выплачен, а в момент осуществления продажи, что четко прописано в Федеральном законе «Об ипотеке».
Также было акцентировано внимание на том, что индексация долга является лишь инструментом компенсации в случае просрочки, а не мерой ответственности заемщика. Кроме того, для применения индексации необходимо, чтобы решение суда было выполнено хотя бы частично.
Права коллекторов под вопросом
Верховный суд отметил, что новый кредитор, в данном случае коллекторское агентство, не может обладать более широкими правами, чем имел изначальный кредитор. Более того, коллекторы не успели подать необходимые заявления об индексации в установленные сроки.
Это решение создает важный прецедент для защиты заемщиков, предотвращая наведение на них бесконечных финансовых обязательств после потери залога. Оно также подтверждает принцип, что обязательства завершаются с реализацией залогового имущества, что, в свою очередь, усиливает защиту прав граждан в финансовых вопросах.































