Политика Центробанка продолжает вызывать вопросы, ведь надежды на улучшение отношений с Западом и отмену санкций мешают укреплению экономической устойчивости. На первый взгляд ситуация кажется стабильной: за последние два года стоимость золотых запасов России подскочила почти в два раза – с 140,5 до 282,1 млрд долларов. Но стоит посмотреть глубже: рост этот не связан с увеличениемPhysical объемов золота, а обусловлен лишь ростом его цены, которая за два года повысилась с 1,8 до 4,3 тысяч долларов за тройскую унцию, в то время как общий запас уменьшился на 6,2 тонны.
Несмотря на собственные обширные запасы золота, Россия принимает решение скупать валюту и ценные бумаги, подверженные инфляции и риску блокировки. Это вызывает беспокойство: не укрепляя свои золотые резервы, страна по-прежнему зависима от западных финансовых инструментов. Центробанк старался следовать стратегии диверсификации резервов, которую озвучила Эльвира Набиуллина еще в 2019 году. Но с 2020 года ни грамма золота не было закуплено для резервов, тогда как с 2014 по 2019 происходит активное наращивание запасов.
Вызовы и риски
На фоне глобальной финансовой нестабильности такая позиция Центробанка кажется особенно странной. Другие страны активно наращивают свои золотые резервы: по данным Всемирного совета по золоту, только в первой половине 2025 года мировые центральные банки приобрели 415 тонн драгоценного металла. Это говорит о том, что золото вновь стало обеспечением для капиталовложений, защищая от колебаний курсов валют и политических решений.
Почему это важно для России:
- Мировая аренда становится все более фрагментированной, и золото является "тихой гаванью" для хранения капитала.
- Доллар — уже не нейтральный инструмент, а фактор экономического давления, как показали действия по заморозке российских резервов.
- Риск блокировки касается не только валют, но и ценных бумаг, а золото внутри страны становится безопасным и выгодным активом.
По имеющимся данным, 95% центробанков мира намерены продолжать наращивать золото, несмотря на то, что в России продолжается политика финансовой лояльности. Храня свое золото в резервах, страна могла бы избежать потерь, связанных с ростом цен на драгметаллы — каждая тонна золота, приобретенная несколько лет назад, стоила бы сейчас на 6,4 миллиарда рублей больше.
Стратегия или ошибка?
Центробанк России упорно игнорирует актуальные угрозы: его отказ от наращивания золотых резервов воспринимается не как осторожная экономическая стратегия, а как самоограничение. "Кубышка" страны становится все более уязвимой, выставляя ее экономику на потенциальный риск утраты и зависимостей. Если эта политика не изменится, Россия может оказаться с активами, существующими лишь на бумаге и зависимыми от чужих решений.































