От Кронштадта до Восточной Пруссии
«Вечером я зашел на катер гвардии старшего лейтенанта Василия Алексеевича Калмыкова. Матросы и старшины сидели на палубе за скромным ужином.
- Присаживайтесь к нам, товарищ капитан первого ранга, подзакусить тем, что береговая база послала, - с шуточкой пригласил боцман гвардии старшина 2-й статьи Иванов.
По внешнему виду невысокому ладному старшине можно было дать лет 17–18. Но на его фланелевке вместе с гвардейским значком поблескивали ордена Отечественной войны I и II степени, орден Красной Звезды и медаль «За оборону Ленинграда».
Так после войны в воспоминаниях «В прибрежных водах» описывал свое знакомства с Юрием Ивановым вице-адмирал Александр Кузьмин.
Юрий родился 22 декабря 1924 года на станции Волхово (ныне Чудовский округ). Позже его семья переехала в Ярославль, откуда в 1940 году он поступил в школу юнг на острове Валаам.
Однако учиться Иванову пришлось недолго, началась война. В сентябре 1941 года Юрий уже участвовал в бою, отбив с группой моряков у врага Бугровский маяк на южном берегу Ладоги. До 15 апреля 1942 Иванов служил стрелком в 4-м отдельном стрелковом батальоне Ладожской военной флотилии, затем проходил обучение в школе боцманов. С 25 мая 1942 года служил боцманом на торпедных катерах Краснознаменного Балтийского флота.
Первую свою награду, орден Красной Звезды, гвардии старшина 2-й статьи Юрий Иванов получил в июне 1944 года за участие в восьми боевых операциях по установке минных заграждений на подходах к базам противника. Через месяц ему вручили орден Отечественной войны II степени за участие в коллективной торпедной атаке на транспорт немцев и бой с 16 катерами противника. А в октябре 1944 года за успешную высадку десанта на остров Муха наградили орденом Отечественной войны I степени.
26 апреля 1945 года старшина на торпедном катере ТК-802 участвовал в высадке морского десанта на косу Фрише-Нерунг в Восточной Пруссии. Благополучно высадив десант, катер начал отход от берега, но сел на мель и потерял ход. Моторист 2-го класса Микляев, после безуспешных попыток сняться с мели своими силами, с несколькими матросами пошёл на берег вглубь вражеских позиций и приводит до 50 пленных немцев. Загнав их в воду, катер удалось стащить с мели.
При вторичном отходе от берега на валы катера намотался стальной трос, и он снова потерял ход. Моторист Микляев поочередно с боцманом Ивановым 20 раз ныряют под катер для размотки троса, но освободить валы от троса не удавалось. Командир отряда отдал приказ экипажу высадиться на берег, взорвать катер и присоединиться к десанту.
Юрий Иванов снял с катера пулемет и со своим лучшим другом Виктором Микляевым занял позицию на небольшой высоте и встретил контратакующего врага кинжальным огнем. Будучи уже раненым, боцман метким огнем уничтожил расчет противотанковой пушки, выдвинутой на прямую наводку. В этом бою старшина 2-й статьи Иванов и старший краснофлотец Микляев погибли. Они были представлены к званию Героя Советского Союза, но награждены орденами Красного Знамени посмертно.
Похоронили героев на легендарной высоте вместе с другими погибшими моряками. После окончания войны останки героев-катерников были перенесены в братское воинское захоронение около Балтийска. Одна из улиц города носит имя Юрия Александровича Иванова.
Александр Кузьмин приводит в своих воспоминаниях слова Юрия Иванова: «Мать все спрашивает в письмах: когда же мы окончательно доколотим супостата. Я ей отвечаю: не расстраивайтесь, милая моя мамаша, не тратьте нервы понапрасну — теперь уже скоро! Оно и действительно, скорее уже надо кончать с гитлеровцами. Сами они, конечно, просто так оружия не сложат: нашкодили много. Надо заставить их поднять руки. И хотя обидно погибнуть сейчас, когда победа близка, но мы готовы к любой схватке. Лишь бы победу приблизить».
#НКОНовгородскойобласти
#Практикигражданскогоучастия
#Фондпрезидентскихгрантов