Погиб у лафета своего орудия
13 января 1943 года учитель из Залучского района Николай Родионов, призванный на защиту Родины, совершил подвиг. По оценкам историков, героизм и самоотверженность командира и его бойцов не позволили немцам сорвать важнейшую операцию советских войск по прорыву блокады Ленинграда.
Николай Иванович Родионов родился 9 мая 1920 года в деревне Липно Старорусского уезда. Работал учителем физики и математики в Липенской сельской школе. В 1939 году Залучским райвоенкоматом молодой педагог был призван в армию и направлен в Севастопольское училище зенитной артиллерии. С 16 сентября 1941 года находился на фронте.
В ноябре 1942 года Николаю Родионову было присвоено звание капитана. На Ленинградском фронте он командовал 2-м дивизионом 526-го истребительного противотанкового артиллерийского полка. В ходе операции «Искра», начало которой было намечено на 12 января, полк должен был поддерживать наступление 268-й стрелковой дивизии.
12 января 1943 года в 9.30 началась артподготовка, а спустя два часа первые батальоны приступили к форсированию Невы. Частям дивизии удалось закрепиться на левом берегу. Но уже на следующий день немцы организовали контратаку со стороны 8-й гидроэлектростанции и 2-го Городка. В бой пошли около 30 вражеских танков. «Нанося этот мощный контрудар из разных направлений, противник… рассчитывал смять части дивизии, расчленить их, сбросить в р. Нева и выйти к переправам», – отмечалось в журнале боевых действий 268-й дивизии. Операция «Искра» оказалась под большой угрозой.
После отхода стрелковых подразделений правый фланг дивизии оказался оголен. Бывший комдив Семён Борщёв вспоминал, что, когда немецкие танки появились с той стороны, где должен был быть 952-й стрелковый полк, он даже сначала принял их за танки Волховского фронта, идущие навстречу. Поняв свою ошибку, полковник приказал бить по танкам прямой наводкой дивизиону Родионова, который 13 января переправился через Неву и занял позиции в 100 метрах от НП дивизии. Дивизион был вооружен короткоствольными 76-миллиметровыми полковыми пушками образца 1927 года, не лучшими орудиями для борьбы с танками, но выбора не оставалось…
Завязалась дуэль между нашими артиллеристами и танками противника. Когда появились до двух рот вражеских автоматчиков, Родионов приказал командиру батареи лейтенанту Чернышеву отразить атаку пехоты. Гитлеровцы залегли, но неожиданно из лощины вынырнул немецкий танк. Снаряд угодил прямо в бензобак, машина провалилась в траншею недалеко от позиций артиллеристов и загорелась.
Немцы контратаковали охватывающим ударом с флангов и с фронта. Бой длился три с половиной часа. Теряя людей, Николай Иванович поставил к орудиям всех, кто оставался жив. «Не зная страха и устали», он в одиночку вел огонь из орудия, выполняя обязанности наводчика, заряжающего и замкового. «Не стреляли только мертвые, – писал Борщёв. – Раненые же не покидали орудий до тех пор, пока не падали замертво или не теряли сознание». К исходу боя в дивизионе из восьми осталось три исправных орудия. Командир погиб, сраженный пулеметной очередью. Оставив в 200 метрах от огневых позиций дивизиона подбитые танки, гитлеровцы повернули назад.
В представлении капитана Родионова к ордену Ленина говорилось: «В бою 13.1.43 года огнем дивизиона без поддержки пехоты отразил контратаку противника. Дивизион вел огонь до последнего снаряда. Подбил 2 танка, уничтожил 6 пулеметов и до роты пехоты противника… Погиб у лафета орудия». Артиллерист был награжден орденом Красного Знамени посмертно.
Похоронен Николай Родионов в городе Кировске Ленинградской области (бой произошел примерно на том месте, где сейчас находится городская поликлиника). 76-миллиметровая пушка № 9196, у которой он пал смертью храбрых, была передана на вечное хранение в Артиллерийский музей. Подвиг запечатлен на диораме «Прорыв блокады Ленинграда».
В 2020 году в Кировске состоялось открытие памятника героическому подвигу артиллеристов.
#НКОНовгородскойобласти
#Практикигражданскогоучастия
#Фондпрезидентскихгрантов