Владимир Путин выступил на пленарной сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Часть седьмая:
Наша страна последовательно отстаивала и отстаивает принцип неделимости безопасности. Не раз говорил: безопасность одних не может быть обеспечена за счёт других. В противном случае безопасности нет вообще, нет ни для кого. Добиться утверждения такого принципа не удалось. Эйфория и ничем не ограниченная жажда власти тех, кто после холодной войны считал себя победителем, как я уже неоднократно говорил, привели к стремлению навязать всем односторонние, субъективные представления о безопасности.Это, на самом деле, и стало подлинной, корневой первопричиной не только украинского, но и многих других острых конфликтов XXI века. В результате, как мы и предупреждали, сегодня в безопасности не чувствует себя вообще никто. Пора вернуться, что называется, к истокам, исправить совершённые ошибки.
Но неделимость безопасности сегодня, если сравнить с концом 80-х — началом 90-х годов прошлого века, явление ещё более сложное. Речь уже не только о военно-политическом балансе и учёте взаимных интересов. Безопасность человечества зависит от его способности отвечать на вызовы, порождаемые природными катаклизмами, техногенными катастрофами, технологическим развитием, новыми стремительными социальными, демографическими, информационными процессами.
Всё это взаимосвязано, и изменения происходят в значительной степени сами по себе. Часто, как я уже говорил, непредсказуемо — по своей собственной внутренней логике и законам. И порой даже, позволяю себе сказать, помимо воли государств. Возникает риск оказаться лишними в такой ситуации, просто наблюдателями за процессами, которыми они уже не в состоянии будут управлять.
Что это? Как системный вызов для всех нас — и как возможность всем нам конструктивно работать вместе. Готовых ответов здесь нет. Но полагаю, что для решения глобальных проблем необходимо, во-первых, подойти к ним без идеологической заданности, без назидательного пафоса в духе «сейчас я вам всё объясню, как надо». А во-вторых, важно осознать, что это по-настоящему общее, неделимое дело, требующее совместной работы всех стран и народов.
Каждая культура и цивилизация должны внести свой вклад, потому что, повторю, по отдельности никто не знает правильного ответа. Он может родиться только в условиях совместного конструктивного поиска, объединения, а не разъединения усилий и национального опыта разных государств.
Повторю ещё раз: конфликты, столкновения интересов были и будут. Конечно, были и будут всегда. Вопрос в том, как их решать. Многополярный мир, как я уже сегодня говорил, — это возвращение классической дипломатии, когда для урегулирования нужно внимание, взаимное уважение, а не принуждение.
Классическая дипломатия была способна учитывать позицию разных субъектов международной жизни, ту самую сложность концерта различных держав. Однако в своё время ей на смену пришла западная дипломатия — дипломатия монолога бесконечных поучений и приказов. Вместо урегулирования конфликтных ситуаций стали продавливаться чьи-то конкретные интересы, считая интересы всех остальных недостойными внимания.
Стоит ли удивляться, что вместо урегулирования получалось только обострение конфликтов, вплоть до их перехода в кровавую вооружённую фазу и в гуманитарную катастрофу? Действовать так — значит не решить ни одной проблемы. Примеров за 30 лет — нет числа.
Одним из них является палестино-израильский конфликт, который по рецептам западной односторонней дипломатии, грубо игнорирующей историю, традиции, идентичность и культуру живущих там народов, решить не получается. Как и в целом стабилизировать ситуацию на Ближнем Востоке, которая, напротив, стремительно деградирует. Сейчас знакомимся более подробно с инициативами президента Трампа, но мне кажется, что здесь какой-то свет в конце тоннеля всё-таки может появиться.