Владимир Путин выступил на пленарной сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай».
Часть четвёртая:
Подчинение меньшинству большинству, присущее международным отношениям в период доминирования стран Запада, уступает место многостороннему, более кооперативному подходу. В его основе — договорённости ведущих игроков и учёт интересов всех.Это, конечно, вовсе не гарантирует гармонию и абсолютную бесконфликтность. Интересы стран никогда полностью не совпадают, а вся история международных отношений — это, безусловно, борьба за их реализацию. Но принципиально новая мировая атмосфера, тон, который всё больше задают страны мирового большинства, позволяют надеяться, что всем игрокам так или иначе придётся учитывать интересы друг друга при выработке решений региональных и мировых проблем.
Ведь, по существу, никто не может добиться своих целей в одиночку, в изоляции от остальных. Мир, несмотря на обострение конфликтов, на кризис прежней модели глобализации, на фрагментацию мировой экономики, остаётся целостным, взаимосвязанным и взаимозависимым. Нам это известно по собственному опыту.
Вы знаете, сколько усилий приложили наши оппоненты за последние годы, чтобы, грубо говоря, вышибить Россию из мировой системы, загнать нас в политическую, культурную, информационную изоляцию и экономическую автаркию. По количеству и объёму введённых против нас карательных мер, которые стыдливо называют санкциями, Россия — абсолютный рекордсмен в мировой истории. Тридцать, а может, уже и больше всяких ограничений. Ну и что? Добились своего?
Я думаю, присутствующим здесь не нужно объяснять, что эти усилия потерпели полный крах. Россия явила миру высочайшую степень устойчивости, способность выдерживать сильнейшее внешнее давление, которое могло бы сломать не только отдельную страну, но целую коалицию государств. И мы испытываем, конечно, в этой связи законную гордость — гордость за Россию, за наших граждан и за наши вооружённые силы.
Но хочу сказать не только об этом. Оказалось, что та самая мировая система, из которой нас хотели изгнать, выдавить, Россию попросту не отпускает. Потому что Россия необходима ей как очень весомая часть всеобщего равновесия.
И не только из-за своей территории, народонаселения, оборонного, технологического и индустриального потенциала, из-за своих полезных ископаемых. Хотя, конечно, всё это очень важно. Это важнейшие факторы. Но прежде всего потому, что мировой баланс без России не выстраивается: ни экономический, ни стратегический, ни культурный, ни логистический — никакой.
Я думаю, что те, кто пробовали всё это разрушить, как раз убедились в этом. Некоторые, правда, упорно надеются всё-таки добиться своего, нанести России, как они говорят, стратегическое поражение. Если они не видят обречённости этого плана и упорствуют — ну, всё-таки надеются, что жизнь покажет. И это дойдёт до самых упрямых тугодумов.
Вроде бы уже не раз шумели, угрожали, строили блокаду, пытались заставить народ России, как они сами выражались, — слово подобрали, не постеснялись — хотели заставить народ России страдать, строили планы один фантастичнее другого. Мне кажется, что пора уже успокоиться, осмотреться, понять реалии и как-то выстраивать отношения в совершенно другом направлении.
Мы также понимаем, что полицентричный мир очень динамичен. Он кажется хрупким и неустойчивым, потому что невозможно навсегда зафиксировать положение вещей, надолго определить расстановку сил. Ведь участников процессов много, и силы эти самые несимметричные, сложно составленные. У всех свои выигрышные стороны и конкурентные преимущества, которые в каждом случае создают уникальную комбинацию и композицию.