На безымянной высоте
В довоенных Боровичах многие знали Толю Кокорина как активного драмкружковца, лыжника и конькобежца, рыбака и пловца, однажды спасшего из воды тонувшего мальчика. Сегодня в честь Анатолия Кокорина названы улица города и местное медицинское училище.
Анатолий родился в 1921 году в семье рабочего, жил на улице Осташково. Здесь окончил школу-семилетку и медицинский техникум. Работал фельдшером. В конце1940 года Кокорина призвали в армию.
В апреле 1941 года он прислал родителям письмо: «В общем, все хорошо, но насчет погулять, увы... Ну что же, надо отдать долг Родине. Все будет хорошо, если, конечно, международная обстановка не осложнится. Ведь вся Европа вовлечена в войну. Может быть, еще придется выступить на защиту Родины».
Войну Анатолий встретил санинструктором 6-й роты 14-го мотострелкового полка НКВД. Часть занималась охраной тыла сначала Северо-Западного, а затем Северного фронтов. А 3 августа 14-й мотострелковый полк уже вступил в бой с финскими частями в районе станции Хийтола Лахденпохского района. Одну из придорожных высот обороняла рота Кокорина. Мотострелкам надо было продержаться до ночи, чтобы полк успел перегруппироваться. Вместе с ротой бой принял и инструктор по пропаганде полка старший политрук Николай Руденко.
Финны атаковали весь день. Скоро от роты оставалось не более взвода. Все командиры были убиты или ранены, Руденко принял командование остатками роты на себя, взяв в руки пулемёт убитого бойца. Анатолий Кокорин оказывал помощь раненым, укрывая их на обратном склоне высоты, собирал патроны и снаряжал пулеметные диски. Наши бойцы даже смогли контратаковать, но их становилось все меньше и меньше. Сам Руденко был уже трижды ранен: в бедро, плечо и руку.
Политрук приказал Анатолию перенести раненых в лес, а сам остался его прикрывать. Кокорин выполнил приказ и вернулся. На высоте они остались вдвоем. Уже в сумерках после миномётного обстрела нескольким солдатам противника удалось пробраться на наши позиции. Они накинулись на Анатолия, чтобы пленить его. Не замеченный ими Руденко успел убить троих, но был ранен в четвертый раз – в живот, с двумя справился сам Кокорин.
Санинструктор успел перевязать политрука до нового миномётного обстрела. Осколки посекли Руденко висок и переносицу. Он уже терял сознание, когда услышал крик. Кокорин отбивался от нескольких финнов - опять его хотели взять живым. И вдруг взрыв - необычный, приглушенный. Руденко понял все: Анатолий взорвал гранатой себя и навалившихся на него врагов.
Как это не покажется фантастическим, но Николай Руденко выжил. Ночью он смог отползти в лес. А на следующий день на него наткнулись наши бойцы и собирались рыть могилу: посчитали убитым. Но вынимавшему из кармана его гимнастерки документы почудилось, будто старший политрук дышит. Приложил ухо к груди и уловил слабый, чуть слышный стук сердца... Николая Матвеевича эвакуировали в тыл, в больницу имени И.И. Мечникова. Обладая недюжинным здоровьем, он все же долго лечился в госпиталях.
Несколько слов о Руденко. Родом он из Ворошиловградской области (ныне Луганская народная республика). Родился в 1907 году в селе Климовка (ныне Кременской район) в шахтерской семье. Работал кузнецом, затем секретарём сельсовета. В погранвойсках с 1929 года. Участник советско-финляндской войны, был награжден орденом Красной звезды.
За бой на безымянной высоте у станции Хийтола Анатолий Александрович Кокорин и Николай Матвеевич Руденко 26 августа 1941 года были удостоены звания Героя Советского Союза. Анатолий Кокорин (посмертно).
Руденко прошел всю войну. Пришлось повоевать и на Волховском фронте. Свое последнее, одиннадцатое, ранение получил при штурме Берлина. Участник Парада Победы на Красной площади в Москве был награждён ещё одним орденом Красной Звезды, многими медалями.
В 1946 году подполковника Руденко уволили в запас. Жил в городе Рубежное Луганской области Украинской ССР, работал на химкомбинате. Скончался Николай Матвеевич 26 сентября 1983 года.
#НКОНовгородскойобласти
#Практикигражданскогоучастия
#Фондпрезидентскихгрантов