Новгородский подпольщик
Инструктор отдела кадров Пестовского райкома партии Пётр Киреев на четвертый день войны был утвержден организатором подпольной ячейки в Новгороде.
Пётр Иванович родился 18 декабря 1897 года в деревне Хотово (ныне Волховский район Ленинградской области) в семье батрака. Окончив два класса школы, с 12 лет работал пастухом, а в 1915 году подался на заработки в Петроград. В Гражданскую служил в Красной армии. В 1932 году, после окончания курсов начальников отделений связи, был переведен в Пестово.
Бывший первый секретарь Новгородского горкома ВКП(б) Михаил Павлов вспоминал, как создавал Кирееву необходимый «образ»: «Мне в первую очередь пришлось достать для т. Киреева белую сатиновую рубашку с крупными горошинами. Нагрудный крест, поношенные русские сапоги, брюки, нижнее белье, а для осени и зимы были приобретены подшитые валенки. Потрепанный полушубок, шапка-ушанка, шарф, варежки». Кроме того, для легализации Петру Ивановичу были вручены «паспорт и справка, что он в годы коллективизации был вместе с семьей раскулачен и выслан на Урал».
В ячейке Киреева было пять подпольщиков. Перед оккупацией закопали листовки и продукты питания в подвалах домов на улицах Звериной, Урицкого (ныне Дворцовая) и Толстого (ныне Чудинцева). 14 августа 1941 года, когда город уже горел, Пётр Иванович с подпольщиками Сушковым и Егоровым ушел к Рождественскому кладбищу. В Новгород он смог вернуться только через две недели через деревню Береговые Морины. С собранной за это время информацией Киреев вышел в советский тыл. Вернуться обратно в Новгород у Петра не вышло, и, получив 10-дневный отпуск, он уехал в Пестово.
О «новгородском августе» Кирееву припомнили в январе 1942 года на бюро Ленинградского обкома партии, объявив его «дезертиром» и «трусом», который «позорно бросил свой боевой пост». Из партии исключили.
Пётр Иванович вслед за земляком и другом Андреем Голубевым вступил в 4-ю Старорусскую партизанскую бригаду, где стал… политруком роты. Воевал храбро. Так, 28 августа диверсионная группа Киреева пустила под откос немецкий воинский эшелон.
В сентябре 1942 года Пётр Иванович снова становится подпольщиком – в составе группы Антонины Степановой он ушел в оккупированный Шимский район. В начале января 1943 истощенные подпольщики возвращались к своим по льду Ильменя. Во время 30-километрового перехода умер Голубев – он уже не мог идти, и товарищи несли его на руках. После пересечения линии фронта все подпольщики оказались в госпитале.
Бюро обкома ВКП(б) восстановило Киреева в партии «как искупившего свою вину работой в тылу противника». А в апреле, побыв немного с семьей, Пётр Иванович добровольно вступил в Красную армию.
Старшина Киреев воевал парторгом батальона в 147-м стрелковом полку 43-й стрелковой дивизии. Погиб в бою 18 января 1944 года и был похоронен в деревне Хабони Ораниенбаумского района Ленинградской области. Сейчас его имя увековечено на мемориальных плитах захоронения в Верхнем парке города Красное Село (ныне – в черте Санкт-Петербурга).
#НКОНовгородскойобласти
#Практикигражданскогоучастия
#Фондпрезидентскихгрантов