Навечно юный поэт
Его похоронили на перекрестке фронтовых дорог у сосны, прибив доску с вырезанным на ней редакционным товарищем, впоследствии — известным скульптором Евгением Вучетичем, четверостишием из любимой Марины Цветаевой:
«Я вечности не приемлю!
Зачем меня погребли?
Мне так не хотелось в землю
С любимой моей земли!».
«27 февраля привезли мертвого нашего сотрудника – молодого двадцатилетнего поэта Всеволода Багрицкого. Очень славный, неиспорченный паренек, подававший большие надежды в будущем... Смерть, видимо, была мгновенной – осколок попал в позвоночник. Осколок вражеской бомбы пробил и полевую сумку, и тетрадь с надписью «Стихи», и письмо матери. Все это мы послали в Москву, товарищу Фадееву», - вспоминала впоследствии сотрудница газеты «Отвага» 2-й Ударной армии Анна Обыденая. Именно Александр Фадеев, секретарь Союза писателей СССР, помог сильно близорукому Всеволоду попасть в действующую армию.
Всеволод Багрицкий родился 19 апреля 1922 года в Одессе в семье известного советского поэта Эдуарда Багрицкого и дочери австрийского эмигранта, преподавателя музыки Густава Суока, Лидии. В 1926 году его семья при помощи писателя Валентина Катаева переехала в Москву. Багрицкий-старший, революционный романтик, автор стиха-гимна поколения Гражданской войны «Нас водила молодость...» умер в феврале 1934 года от обострения астмы в возрасте 38 лет.
Писать стихи Всеволод начал в раннем детстве. Еще учась в школе, он работает в «Пионерской правде» литконсультантом, позже - в газете «Труд» очеркистом: «Не подумай, мамочка, что я работаю, потому что у нас совсем уже не осталось денег. Нет, просто мне неприятно жить на деньги, которые я не заработал».
Смерть отца не стала единственной утратой Всеволода. В 1936 году был арестован близкий ему поэт Владимир Нарбут, муж сестры матери. А в 1937 году была арестована и сама Лидия Густавовна Багрицкая за протест против ареста Нарбута. Её посадили в Карагандинский лагерь.
В сентябре 1941 года снятый с воинского учёта из-за сильной близорукости Всеволод поступил на заочное отделение Литературного института им. А.М. Горького и планировал в составе театральной бригады ехать на Северный флот. Но поездка была отменена, а участники студии были эвакуированы в Чистополь (ныне Республика Татарстан).
В январе 1942 года после настойчивых просьб и помощи Фадеева техник-интендант первого ранга Багрицкий получил назначение в газету «Отвага» 2-й Ударной армии Волховского фронта. Уже 7 февраля на страницах газеты «Отвага» было напечатано его стихотворение «Встреча»:
«...Немало дорог нам пришлось пройти,
Мы поняли цену войне.
Кто, встретив женщину на пути,
О милой не вспомнит жене?
...Она стояла, к стене прислонясь,
В промерзших худых башмаках.
Большими глазами смотрел на нас
Сын на ее руках».
Спустя 19 дней после этой публикации, 26 февраля 1942 года, Всеволод Багрицкий был командирован в деревню Дубовик для встречи с политруком 100-го кавалерийского полка Онуфриенко, отличившимся в боях. Во время их разговора произошел налет вражеской авиации: осколки упавшей рядом бомбы изрешетили политотдельскую избу и обоих командиров.
На смену Всеволоду Багрицкому в газету «Отвага» был направлен писателем Муса Джалиль - будущий Герой Советского Союза (посмертно).
Долгое время после возвращения из ссылки Лидия Густавовна Багрицкая не могла найти могилу сына. О помощи в этом она просила новгородского поисковика Николая Ивановича Орлова, хотела похоронить сына рядом с отцом на Новодевичьем кладбище в Москве. Орлов нашёл место захоронения Всеволода, но к тому времени Лидия Багрицкая уже умерла. Останки поэта остались лежать в могиле, вырытой руками его боевых товарищей. Позже на ней установили скромный деревянный памятник.
В 2012 году по инициативе поисковиков, местных охотоведов и просто неравнодушных людей пирамиду со звездой заменили на мраморный обелиск, расчистили и огородили территорию захоронения. Могила Всеволода Багрицкого стала памятным местом Долины смерти у Мясного Бора.
#НКОНовгородскойобласти
#Практикигражданскогоучастия
#Фондпрезидентскихгрантов















































