В Берёзовском Свердловской области разгорелся скандал. Учительница начальных классов гимназии №5 Елена Котцова потребовала, чтобы второклассница сняла кокошник, который девочка надела вместо ободка. Учительница объяснила своё требование правилами делового стиля и заботой о безопасности, посчитав, что острые формы украшения могут быть потенциально травмоопасными. Мама ученицы — педагог и мать 12 детей, — рассказала, что дочка вернулась домой в слезах. По словам мамы, кокошник был аккуратным, не мешал и не имел острых элементов. Это и по фото видно.
Член Совета по правам человека при Президенте РФ Марина Ахмедова публично поддержала семью и усомнилась в аргументах об опасности, отметив, что и карандаши с ручками острые и травмоопасные, но дети успешно с ними справляются.
После обращения семьи в местное управление образования, в региональное министерство и к правозащитникам и СМИ и широкой огласки Министерство образования и молодежной политики Свердловской области направило комиссию для проверки обстоятельств. Комиссия изучала факты и мнения сторон.
Так совпало, что Президент России Владимир Путин, выступая 2 октября на заседании дискуссионного клуба «Валдай», в ответ на вопрос журналистов заступился за кокошник. Сказал, что «кокошник — часть народной традиции и культурного кода России».
После этого министр образования Свердловской области Светлана Тренихина поспешила заявить, что никаких запретов на ношение традиционных украшений в школах нет, если они не мешают учебному процессу и соответствуют правилам внешнего вида.
Министерская комиссия собралась второй раз — разбирали версии родителей и учительницы. По итогам заседаний учительнице указали на недопустимость чрезмерных требований, не предусмотренных школьным уставом. Скорее всего накажут директора и учительницу.
Такое развитие событий вызвало волну шуток в соцсетях: что в правительстве Свердловской области кокошники надели все — и женщины, и мужчины. И даже некоторые депутаты. Шутят, что сейчас существует вероятность, что кокошник сделают обязательной частью одежды школьников.
На самом деле учительница запретила кокошник из принципа «как бы чего не вышло». В России действует новый ГОСТ школьной формы, который запрещает ношение символики религиозных конфессий, а также асоциальных групп. На фоне непрекращающихся скандалов, связанных с этим запретом, учительница решила перестраховаться. Движимая страхом и усердием. Сейчас все может плохо для неё кончиться. У нас как водится в конечном счете отвечают стрелочники или учителя.
Выражение: «в России за пять лет меняется многое, за двести лет — почти ничего» приписывают Столыпину. Выражение точное, потому что сюжет выше напоминает Гоголя, а его «Ревизору» около двух сотен лет. Как и прежде, страх перед начальством и боязнь вызова «сверху» привели к нелепому решению — чисто из усердия и страха. Ничего не меняется. Грустно.