Про речь Президента на Валдае. Не писал сразу, потому что нужно время на ее осмысление. Выступление очень глубокое.
Это была речь православного царя, наследника императоров Византии, с их традициями, ценностями и мировоззрением.
Ее следует читать не как набор тактических тезисов, а как системную философско-политическую программу, изложенную в риторике цивилизационного нарратива.
У Путина многополярность позиционирована не как техническое распределение сил, а как мировоззренческий проект. Это не столько дипломатический ход, сколько попытка реконструировать политическую онтологию — предложить иную «идею порядка», где мир понимается как совокупность исторически-цивилизационных центров, у каждого из которых есть право на автономную форму общественного бытия.
В речи Путина отчетливо звучит тезис о ценностной и институционной автономии цивилизаций: «каждая культура и цивилизация должна внести свой вклад», «уважение традиций — главное условие». Это близко к византийской формуле «согласия, а не подчинения».
Византийская дипломатия исторически опиралась на баланс сил, умение жить в условиях соседства с разными империями (персы, арабы, болгары), выстраивая механизм «барьерной дипломатии» и культурной интеграции. Современный многополярный манифест (BRICS, ШОС, активная региональная дипломатия) — это реинкарнация идеи о множестве центров, каждый из которых претендует на свою зону компетенций.
В Византии государственная власть понималась как исполнение сакральной миссии, а император — не просто политик, но и хранитель космической меры. Путин в тексте апеллирует к «ценностям», «традициям», «историческому опыту» как к основаниям политики
Православное мировосприятие логически склонно к модели международного устройства, где сосуществуют разные цивилизационные центры, у каждого — право на свою «политическую литургию».
Соборность, как идея общинной сопричастности, где социальная целостность формируется через совещание и духовную связь, а не через централизацию власти, переносится Путиным на международный уровень, институционально оформляясь в модель «согласующихся равных», а не к гегемонии.
Локальность Церкви (автокефалия), как церковное право на «собственную форму бытия» созвучно идее политического полицентризма, где каждая цивилизация имеет право на свой политический порядок.
Православная мысль придает большое значение исторической памяти, традиции и сакральным корням, из-за чего, универсалистские проекты модерна, особенно, либерализм, как «последний смысл истории», естественно вызывают православный ответ в виде апелляции к множественности путей.
Для Запада порядок зиждется на "власти над". Для православной цивилизации — на служении целому. Россия стремится к равновесию, в котором мы - катехон, удерживающий мир от хаоса.