Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова на XV Ближневосточной конференции Международного дискуссионного клуба «Валдай» (Москва, 9 февраля 2026 года)
С.В.Лавров: Ближний Восток – это средоточие многих мировых процессов. Даже если они берут начало на других континентах, многие из этих процессов так или иначе «выливаются» на Ближний Восток, вступают в противоречие с интересами других государств. К огромному сожалению, не думаю, что на данном этапе этот регион скоро успокоится вопреки огромному количеству инициатив, о которых мы все знаем.
Их было множество сразу после «арабской весны», когда в 2011 году Запад решил растерзать неугодные ему режимы в Ливии и в Сирии. В Тунисе обошлось малой кровью. Смена режима была проведена более-менее без серьёзных жертв. Ирак, конечно же, но это было раньше, чем «арабская весна». <...>
Сейчас развивается ситуация в Йемене, в Судане. На Ближнем Востоке вызывает «отголоски» и то, что происходит вокруг Сомали, особенно в связи с недавним признанием Сомалиленда нашими израильскими коллегами и реакцией Могадишо.
Но всё это происходит на фоне главной тенденции, заключающейся в том, чтобы обязательно загнать в глухой, безысходный тупик палестинскую проблему. Это не первый раз, потому что ещё предыдущая администрация Д.Трампа продвигала концепцию «авраамических соглашений» – Соглашения Авраама, когда Арабская мирная инициатива короля Саудовской Аравии 2002 году была перевёрнута с ног на голову. Она провозглашала создание палестинского государства и что весь арабский мир признаёт Израиль. Все надеялись, что так оно и произойдёт. Более того, после того, как Лига арабских государств одобрила эту инициативу Саудовской Аравии, она получила одобрение на саммите Организации Исламского Сотрудничества (в Бейруте). Единогласно все исламские страны поддержали инициативу в пользу признания Израиля в контексте создания состоятельного палестинского государства в соответствии с решениями ООН. Соглашения Авраама радикально меняли последовательность. Сначала все должны признать Израиль, а там посмотрим. Что означало «посмотрим», сейчас наблюдаем. <...>
Ежедневно убеждаемся в том, что нужны дополнительные усилия. Да, создан «Совет мира», созданы структуры, ему подчиняющиеся, включая исполнительную структуру из палестинских технократов. Каковы их реальные полномочия – неизвестно. Надеемся, что эти вопросы будут прояснены. Тем более сейчас вдруг наши американские коллеги объявили о переходе ко второму этапу реализации плана Президента США Д.Трампа. Это связано с восстановительными работами и с решением гуманитарных вопросов.
Но ключевой проблемой остаётся перспектива создания палестинского государства. Палестинцев можно «вывести» на временное жильё. Вы знаете, что в этом мире мало что бывает более постоянным, чем временное. Все это всё понимают. <...>
Не могу не сказать о том, что мы внимательно следим за происходящим вокруг Ирана. Приветствуем посреднические усилия Султаната Оман. Вчера подробно разговаривал с моим другом, главой внешнеполитического ведомства Султаната Оман Б.Аль-Бусаиди. Исходим из того, что здесь должно быть мирное урегулирование.
Понимаем, что, как и в случае с Палестиной, у некоторых непосредственных участников процесса есть искушение применить силу и «добить» оппонентов, так сказать. Но это неправильное стремление. Оно лишь будет накапливать проблемы, ни в коем случае не решит и не обеспечит безопасность ни одному государству. Думаю, вы все это прекрасно понимаете. Поэтому мы находимся в постоянном контакте с нашими иранскими друзьями, в том числе и совместно с китайскими коллегами. <...>
В Сирии сейчас происходят события. Помимо проблемы сохранения единства, межнационального, межконфессионального согласия в Сирийской Арабской Республике, ещё «во весь рост» встала проблема курдов, касающаяся не только Сирии, но и многих других стран региона. Те события, которые сейчас происходят вокруг сирийских курдов, тоже заслуживают отдельного разговора. Это, как я уже сказал, тема регионального измерения.



















































