В НовГУ изучили, как капли от насморка могут негативно сказаться на здоровье
В Новгородском Государственном Университете изучают, как капли и спреи от насморка могут привести к депрессии, бессоннице, тахикардии. Вдобавок в результате их бесконтрольного применения может сработать «эффект рикошета»: возникает заложенность носа, от которой очень трудно избавиться.
Об этом сообщили в пресс-службе вуза.
Исследовала проблему студентка Медицинского института НовГУ Екатерина Труфанова. Её научный руководитель — старший преподаватель кафедры специализированной терапии Пётр Гудзь.
Топические, или местные антиконгестанты — это сосудосуживающие препараты, которые применяют для снятия заложенности носа. Нам они знакомы в качестве капель и спреев, быстро снимающих отёк и восстанавливающих дыхание при насморке. Эффект от них виден уже через три-пять минут после применения, а в аптеках они продаются без рецепта и по доступным ценам.
Особенно массовым употребление антиконгестантов становится в период разгара ОРВИ и сезонной аллергии. При этом многие пациенты принимают из без наблюдения врача: сами выбирают средство, дозировку, длительность применения. Такое неконтролируемое применение может привести к самым разным побочным эффектам — от относительно «безобидных» местных до состояний, угрожающих здоровью и жизни. Дело в том, что интервал между полезной и токсичной дозой очень мал.«Нежелательные реакции начинаются с местных эффектов, причиной которых становятся консерванты в составе лекарственного средства. Например, они способны повреждать клетки, а также подавлять их рост, развитие и размножение.
Таким образом, при слишком длительном приёме антиконгестанта повреждается слизистая носа и развивается атрофический ринит. И тогда пациенты попадают в порочный круг: пытаются купировать симптомы заболевания с помощью причины, которая его вызвала», — рассказал Пётр Гудзь.
При избыточной дозе и времени применения могут возникнуть и системные «побочки», то есть, пострадает весь организм. Например, антиконгестанты оказывают возбуждающее действие на альфа-2-адренорецепторы мозга, что влияет на высшую нервную деятельность.
«Данные препараты способны проходить через гемоэнцефалический барьер, который защищает нервную ткань от циркулирующих в крови микроорганизмов и токсинов. Таким образом, токсичные вещества, содержащиеся в каплях или спрее, могут проникать в нервные клетки и мозг.
В результате у человека может развиться повышенная возбудимость и неврастенические нарушения. А эмоционально-аффективные нарушения при неврастении могут приобрести депрессивную окраску и даже достичь стадии неврастенической депрессии. Это пограничное психическое расстройство, сочетающее признаки истощения нервной системы и сниженного настроения», — объяснил научный руководитель.
Совсем недавно стали также изучаться возможности влияния местных антиконгестантов на нарушение ритма и проводимости у пациентов, длительно применяющих эти препараты. В ходе исследования было замечено, что у детей, поступающих в стационар с острыми отравлениями топическими деконгестантами, на электронограмме часто обнаруживали синусовую брадикардию или тахикардию, другие нарушения. Были замечены и более серьёзные и жизнеугрожающие нарушения: атриовентрикулярные блокады 1–2 степени, а также миграция водителя ритма. У взрослых пациентов чаще описываются случаи развития нарушения ритма по типу фибрилляции предсердий.
Принимать антиконгестанты можно не всем. Например, они запрещены пациентам с артериальной гипертензией, выраженным атеросклерозом, тиреотоксикозом, сахарным диабетом и глаукомой. У большинства пациентов из группы, кому запрещены эти, казалось бы, безобидные быстродействующие препараты, ухудшается течение основного заболевания и, следовательно, качество жизни.
Подобрать оптимальный препарат, дозировку и продолжительность лечения может только врач.
Фото: пресс-служба Новгородского университета


















































