Философ Сергей Маленко разобрал смыслы хоррора «Техасская резня бензопилой»

Философ Сергей Маленко разобрал смыслы хоррора «Техасская резня бензопилой»

Философ Сергей Маленко разобрал смыслы хоррора «Техасская резня бензопилой»

Поле для исследования доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии и социологии НовГУ Сергея Маленко достаточно широкое и включает совершенно разные моменты в культуре. Так, он анализирует в том числе и фильмы ужасов.

Сергей Маленко в своей научной работе смотрел на фильмы ужасов как на форму успешного медиабизнеса. Если взглянуть на историю кино, то этот жанр был всегда популярен и по-своему определял развитие кинематографа.

«Однозначно ужасы нельзя отвергать и говорить о том, что это низкопробный жанр», — подчеркнул гость подкаста.

Однако по словам Сергея Маленко, фильмы-ужасы часто работают с базовыми страхами, связанными с опасностью для жизни:

«Конечно, это вызывает определённые вопросы. Как и обилие кинокартин, в которых демонстрируют риски для здоровья. Это настораживает.

Здесь есть другая сторона: подумать, что происходит с человеком в обществе, когда страх смерти становится формой развлечения. Мы анализируем и понимаем, что этот жанр — досуговое понятие, которое позволяет зрителю получать эстетическое художественное наслаждение».

Из этого, как отметил гость выпуска, вытекает сложный вопрос: что происходит с современным человеком, который от страха собственной смерти получает эстетическое художественное удовольствие?

«Мы много написали в этой области — более тысячи страниц. Я хочу закончить и выпустить большую книгу по киноужасам. Могу отметить, что жанр очень противоречивый: не для слабонервных и требует внутреннего мужества. И мы старались увидеть в этом «страшном» какие-то смысловые вещи. Когда уже смотришь на хоррор с точки зрения профессионального исследователя, то он выглядит совершенно иначе: как практика, которая позволяет понять фундаментальные изменения, происходящие в обществе, социальных структурах и человеке».

Гость подкаста привел пример на основе известного американского фильма «Техасская резня бензопилой». Там главный герой — некая маргинальная личность, который уничтожает людей при помощи бензопилы, поигравших в его пространстве. По словам Сергея Маленко, это «конечно же, страшно», но когда они начали всматриваться, то увидели несколько интересных моментов:

«Бензопила — это предмет лесорубов. С точки зрения анализа сюжет через формы коммуникации мы выходим к тому, что некий пролетариат, человек, занимающийся тяжелым физическим трудом, начинает активные разбирательства с «золотой молодёжью». Они прибывают к нему от безделья и для собственного развлечения. Получается, что с одной стороны это повествование о страхе смерти, а вообще это призыв к социальному процессу. Похоже на «революционные разборки».

Также профессор отметил, что практически во всех фильмах ужасов есть молодёжь. Однако не та, которая работает в поте лица. Часто это история столкновения простых людей и элиты:

«Получается, что хорроры рассказывают о кричащих противоречиях, которые на уровне официальной политики, культуры не транслируются. Многие вещи в этом жанре связаны с социальной несправедливостью. Просто здесь это получает экстремальное выражение. Зачастую только личный страх человека перевешивает социальный при просмотре».

Полную аудиоверсию подкаста можно прослушать здесь.

Фото: Андрей Циликов.

Источник: Telegram-канал ""53 новости" Великий Новгород и область"

Топ

Лента новостей