Философ Сергей Маленко разобрал смыслы хоррора «Техасская резня бензопилой»
Поле для исследования доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии и социологии НовГУ Сергея Маленко достаточно широкое и включает совершенно разные моменты в культуре. Так, он анализирует в том числе и фильмы ужасов.
Сергей Маленко в своей научной работе смотрел на фильмы ужасов как на форму успешного медиабизнеса. Если взглянуть на историю кино, то этот жанр был всегда популярен и по-своему определял развитие кинематографа.
«Однозначно ужасы нельзя отвергать и говорить о том, что это низкопробный жанр», — подчеркнул гость подкаста.
Однако по словам Сергея Маленко, фильмы-ужасы часто работают с базовыми страхами, связанными с опасностью для жизни:
«Конечно, это вызывает определённые вопросы. Как и обилие кинокартин, в которых демонстрируют риски для здоровья. Это настораживает.
Здесь есть другая сторона: подумать, что происходит с человеком в обществе, когда страх смерти становится формой развлечения. Мы анализируем и понимаем, что этот жанр — досуговое понятие, которое позволяет зрителю получать эстетическое художественное наслаждение».
Из этого, как отметил гость выпуска, вытекает сложный вопрос: что происходит с современным человеком, который от страха собственной смерти получает эстетическое художественное удовольствие?
«Мы много написали в этой области — более тысячи страниц. Я хочу закончить и выпустить большую книгу по киноужасам. Могу отметить, что жанр очень противоречивый: не для слабонервных и требует внутреннего мужества. И мы старались увидеть в этом «страшном» какие-то смысловые вещи. Когда уже смотришь на хоррор с точки зрения профессионального исследователя, то он выглядит совершенно иначе: как практика, которая позволяет понять фундаментальные изменения, происходящие в обществе, социальных структурах и человеке».
Гость подкаста привел пример на основе известного американского фильма «Техасская резня бензопилой». Там главный герой — некая маргинальная личность, который уничтожает людей при помощи бензопилы, поигравших в его пространстве. По словам Сергея Маленко, это «конечно же, страшно», но когда они начали всматриваться, то увидели несколько интересных моментов:
«Бензопила — это предмет лесорубов. С точки зрения анализа сюжет через формы коммуникации мы выходим к тому, что некий пролетариат, человек, занимающийся тяжелым физическим трудом, начинает активные разбирательства с «золотой молодёжью». Они прибывают к нему от безделья и для собственного развлечения. Получается, что с одной стороны это повествование о страхе смерти, а вообще это призыв к социальному процессу. Похоже на «революционные разборки».
Также профессор отметил, что практически во всех фильмах ужасов есть молодёжь. Однако не та, которая работает в поте лица. Часто это история столкновения простых людей и элиты:
«Получается, что хорроры рассказывают о кричащих противоречиях, которые на уровне официальной политики, культуры не транслируются. Многие вещи в этом жанре связаны с социальной несправедливостью. Просто здесь это получает экстремальное выражение. Зачастую только личный страх человека перевешивает социальный при просмотре».
Полную аудиоверсию подкаста можно прослушать здесь.
Фото: Андрей Циликов.