Владимир Путин на пленарной сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай» поднял очень важный вопрос о столкновении цивилизаций.
Часть вторая (финал):
Честно говоря, даже я, бывший сотрудник внешней разведки Советского Союза, забравшийся на такие высокие посты, — я обалдел просто. Думаю: что же это происходит? А это вот и есть геополитическая борьба. Плевать хотели все уже на всякие идеологические разногласия. Их нет и нет. Ну и ладно. А мы должны додавить остаток Советского Союза, самую большую его часть, и сделать то, что говорил Збигнев Бжезинский: расколоть как минимум на четыре части.И некоторые государства мира, крупные государства, знают, что и в отношении них тоже вынашивались такие планы, а может, и до сих пор вынашиваются.
О чём это говорит? О том, что идеологические соображения — вот по мнению этого автора (я уже забыл, как его там звали, но не глупый человек, судя по всему) — они и тогда были в основном ширмы. А в основе противоречий лежат всё-таки геополитические, то есть цивилизационные противоречия.
Будут ли дальнейшие столкновения? Борьба интересов всегда происходит на международной арене. Вопрос в том, насколько мы сможем выстроить нашу практическую работу так, чтобы искать консенсус между собой, добиваться баланса интересов.
Вот мы с очень большим уважением относимся к древним культурам и к древним цивилизациям: к индийской цивилизации — и буддистской, и индуистской, к китайской цивилизации, к арабской цивилизации. Российская цивилизация не такая древняя, как китайская, индийская или арабская, но ей тоже уже свыше тысячи лет. Тоже уже у нас есть свой опыт.
Особенность нашей культуры заключается в том, что, да, и в Индии, и в Китае, и в арабском мире общества складывались постепенно, они многоэтнические. Но у нас страна изначально складывалась как многоэтническая и многоконфессиональная.
У нас никогда не было резерваций, как говорят некоторые мои коллеги и помощники. Понимаете, не было резерваций. Когда Россия впитывала в себя какие-то другие народы, представителей других этнических и религиозных групп, всегда относились к этому с огромным уважением, как к части чего-то общего.
Соединённые Штаты — это плавильный котёл, как известно. Там перемалываются многие представители разных религий, этносов, разных стран. Но они все там иммигранты. Они отрываются от своей национальной почвы. А у нас нет. У нас все люди — представители разных религий и народов — живут на своей родной почве, но живут вместе на протяжении веков.
Это особая культура и всё-таки особая цивилизация, которая у нас складывалась. Мы научились вместе жить, существовать и развиваться, и, более того, понимать преимущества такого совместного развития.
И в этом смысле, мне кажется, это хороший пример, в том числе и для поиска компромиссов, балансов между всеми другими участниками международного общения и другими цивилизациями. Возможно, какие-то противоречия неизбежны, даже обязательно будут, но если мы встанем и пойдём по пути, по которому шла Россия, формируя единое государство, мы и в рамках международного общения можем находить способы решения проблем.