Новгородцы смогут увидеть церковное искусство России и Беларуси
Вчера, 24 июня, в Великом Новгороде торжественно открылась выставка «Образ видимый»: иконопись XVII — начала XIX веков из собраний Национального художественного музея Республики Беларусь и Новгородского музея-заповедника». Она продлится до 24 августа в здании Присутственных мест по адресу: Кремль, 4.
В экспозиционном пространстве сошлись традиции церковного искусства двух братских культур. Жанровость, повествовательность и порой выраженная барочность белорусской иконы вступили в визуальный диалог со сдержанностью и графичностью произведений новгородской школы. Тем не менее, основа у представленных работ общая византийская художественная манера. Ещё значительнее их единство в православной вере.
Генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн на открытии выставки отметил: «Задача состояла именно в том, чтобы привезти отдельно отобранные шедевры той иконописи, которая зачастую у нас воспринимается как «поздняя». Однако же это изумительные страницы в истории православного русского и белорусского искусства XVII-XVIII века, которые подарили нам столько шедевров и столько «чудных казусов».
Далёкие от русских земель процессы, такие как реформация и впоследствии возникшая контрреформация, буквально слились с радостью, переизбытком, причудливостью барокко. Контрреформация оказалась особенно близка православной душе. Уния отвергалась, а барокко прокладывало себе путь в дивных ризах и затейливых венцах Христа и Богоматери; в растительных узорах, пухлых розовых щёчках, которые неожиданно нашли себе место в иконе. Радость буйства жизни, жизни во Христе таится в этих предметах — в цветущей лозе, деревянной скульптуре, праздничных одеждах».
Генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь Анна Кононова также прокомментировала и сотрудничество с новгородскими коллегами, и выставку:
«Поистине большая радость присутствовать сегодня здесь. Изначально, когда наш совместный выставочный проект только планировался, шёл разговор о том, что мы хотели бы выдержать именно православную линию. Обычно, представляя исследовательские проекты на тему сакральности, мы стремимся охватить географию методологий и подходов белорусской иконописи: европейские методы, униатскую манеру и так далее.
Здесь же мы сосредоточились именно на духе и торжестве православия. Именно в православии особо чтима идея о воплощении невидимого чудесного образа в видимом — в произведении искусства, свете солнца, самой жизни… Это великий дар, когда через иконопись человек получает возможность соприкоснуться с Христом и его святыми».
Напомним, что многие из представленных новгородских экспонатов прошли реставрацию в 2000-х годах и демонстрируются публике впервые.
Отметим, в этом году Новгородскому музею-заповеднику исполнилось 160 лет.
По информации пресс-службы Новгородского музея-заповедника.