Как путейцы восстановили новгородскую железную дорогу на месте немецкой бетонки

Как путейцы восстановили новгородскую железную дорогу на месте немецкой бетонки

В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне специалисты Октябрьской железной дороги запустили цикл публикаций, рассказывающих о том, что происходило на железнодорожных путях с 1941 по 1945 год. В новом выпуске читателей познакомили с историей Новгородского железнодорожного узла.

Специалисты ОЖД отметили, что победное наступление советских войск в начале 1944 года поставило перед железнодорожниками задачи по скорейшему восстановлению путей сообщения. Одним из важнейших участков стал Новгородский железнодорожный узел и подходы к нему:

«Новгород был захвачен противником еще в августе 1941 года, оккупация длилась два с половиной года. Город был освобожден в ходе Новгородско-Лужской наступательной операции в январе 1944 года. Тогда же было освобождено около 650 населенных пунктов, в том числе крупные железнодорожные станции Батецкая и Оредеж. За время оккупации и отступления фашистских войск был разрушен почти весь жилой фонд и предприятия Новгорода, в том числе и все железнодорожные объекты.

К работам по восстановлению пути приступали сразу же вслед за наступающими частями, часто под обстрелом и бомбежками. С освобождением Новгорода железнодорожные части и спецформирования Волховского фронта развернули работы по восстановлению более чем 70-ти километрового участка Чудово – Новгород.

О том, насколько сложными были эти работы, рассказал в своих воспоминаниях начальник железнодорожных войск Советской Армии генерал-полковник технических войск А.М. Крюков в своей книге «Пути и тревоги: Записки военного железнодорожника»:

«Многие километры освобожденной дороги мало чем напоминали существовавшую здесь когда-то железнодорожную магистраль. Ряд перегонов противник превратил в бетонку (бетонную автодорогу). Причем твердое покрытие укладывалось поверх шпал и рельсов. Толщина покрытия доходила до сорока сантиметров. Нам предстояло все это взломать, очистить шпалы и рельсы от бетона, снова использовать их по назначению. Работа была адская. Какое-то время наши подразделения были оторваны от своих баз и путей подвоза. Требовалось в кратчайший срок наладить движение по узкоколейке Гряды — Шевелево — Мясной Бор и по ней подать в район восстановления механизмы, стройматериалы, механические мастерские, продовольствие. Эту первоочередную задачу мы решили успешно, и восстановителям были доставлены необходимые грузы».

Железнодорожники не жалели своих сил для скорейшего выполнения задания, трудясь по 14-16 часов в сутки. В результате 73-х километровую линию Чудово – Новгород удалось восстановить за 27 суток.

К слову, более подробно об освобождении новгородской земли в годы войны вы можете узнать в нашем цикле публикаций «53 дня до освобождения».

На фото: 1 - депо станции Новгород в 1944 году; 2 - разрушение пути на станции Батецкая. Июль 1941 год; 3 - восстановление разрушенного вокзала Чудово. 1946-1950 годы.

Фото: РЖД.

Источник: Telegram-канал ""53 новости" Великий Новгород и область"

Топ

Лента новостей